Об учебном курсе
Нормативно-правовой
основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ)
является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа
Учебный
курс ОРКСЭ включает в себя модули:
1. Основы православной культуры;
2. Основы исламской культуры;
3. Основы буддийской культуры;
4. Основы иудейской культуры;
5. Основы мировых религиозных культур;
6. Основы светской этики.
Один
из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей
(законных представителей).
В течение 2010 – 2011 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 19
субъектах Российской Федерации в экспериментальном режиме в 4 четверти 4 класса
и 1 четверти 5 класса.
Образовательное
учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей
обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных
возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет
перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный
курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его
модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к
результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися
должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в
системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного
предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный
курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание
их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской
этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного
кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного,
честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской
Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и
межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.
Цель и задачи комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики»
Цель учебного курса ОРКСЭ– формирование у младшего
подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с
основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами
мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений
младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни
личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний,
понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в
начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих
основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при
изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей
младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и
диалога во имя общественного мира и согласия.
Место комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» в программе обучения
Курс,
раскрывающий основы религиозных культур и светской этики, предлагается изучать
на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.
И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном
между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной
стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета
«Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой
стороны, этот курс предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета
«История». Таким образом, ознакомление с нравственными идеалами и ценностями
религиозных и светских духовных традиций России происходит в контексте, отражающем
глубинную связь прошлого и настоящего.