Зачем в школе вводится
курс «Основы религиозных культур и светской этики»?
Курс
«Основы религиозных культур и светской этики» вводится в учебный процесс в 4
классе. В этот период начинается наложение образовательного кризиса на возрастной, ребёнок покидает
начальную школу и испытывает немалые трудности в адаптации к новой системе
обучения в основной школе. Меняется его отношение к себе, родителям, школе,
образованию. Происходит переоценка ценностей.
Необходимо
поддержать ребёнка в этот сложный для него период. Очень важно, чтобы отказ от
ценностей детства и переход к ценностям взрослой жизни происходили в контексте
определённого культурного и мировоззренческого пространства. В этом контексте
знакомство с религиозной или нерелигиозной традицией в школе не ведёт ребёнка к
их обязательному принятию. Оно обеспечивает решение важной
психолого-педагогической задачи: младший подросток при любых условиях создаёт
собственную систему новых ценностей, но если он это делает, имея ясное
представление о высших ценностях, в которых сконцентрирован лучший нравственный
опыт человечества, то его собственный процесс переоценки ценностей будет
осознанным и позитивным.
Этому
процессу призван содействовать курс «Основы религиозных культур и светской
этики».
Воспитание
детей было и остаётся самым трудным видом деятельности в мире. Что может быть
сложнее и ответственнее, чем воспитать в человеке Человека?
Воспитание
осуществляется в диалоге отцов и детей. Однако их отношения довольно часто
принимают драматический характер: старшее поколение, стремясь оградить молодёжь
от ошибок, хочет передать ей собственный опыт, собственные модели поведения и
представления, молодое поколение в то же время, не желая жить чужим умом,
отстаивает своё право на самостоятельный путь, своё понимание жизни.
Не
случайно тема «отцов и детей» относится к категории вечных. Этот спор был начат
очень давно и продолжается по сей день. Яркие
иллюстрации напряжённости этого конфликта мы находим на страницах мировой
литературы: трагедия шекспировского короля Лира, ожесточённые столкновения
«века нынешнего» с «веком минувшим» в комедии А. С. Грибоедова,
разрушительный нигилизм тургеневского Базарова, обернувшийся против самого
героя, и многие другие примеры.
Современная
эпоха также не решила проблему взаимоотношений поколений. Причин
этому много: и непростые 90-е годы прошлого столетия, разрушившие многое из
того, во что верили бабушки и дедушки современных младших подростков, лишившие
стабильности и уверенности в безоблачном будущем их родителей, и невиданные
темпы обновления мира, и мощные потоки информации, ежедневно обрушивающиеся на
нас. Конечно, у человека всегда есть то, что он способен передать своим
детям и внукам независимо от времени, — любовь, честность, порядочность, доброе
имя.
Самая
большая педагогическая ошибка родителей — их уверенность в том, что они лучше
своих детей знают современную жизнь. Современный мир нестабилен, изменчив,
многослоен. И даже если старшее поколение из лучших побуждений стремится, чтобы
младшие усвоили в полном объёме их жизненный опыт, конфликт поколений всё равно
неизбежен. Дети отказываются от прямых советов старших, интуитивно понимая, что
условия жизни сегодня другие, а завтра изменятся ещё больше.
Вы
наверняка не раз обращали внимание и удивлялись, как легко дети обращаются с
компьютером — они действуют и мыслят как бы внутри его, так быстро, естественно
и свободно, что даже уследить за их действиями взрослому бывает трудно. И мы
учимся у них.
Наши
дети раньше взрослеют, больше знают, лучше разбираются в последних достижениях
техники, говорят на другом языке, иначе одеваются и развлекаются, по-другому
чувствуют и мыслят. Они приняли мир таким, какой он есть, и учатся выживать в
нём, жить в новом мире по-новому.
Особенность
современной эпохи в том, что мы, взрослые, осваиваем новые условия современной,
динамично меняющейся жизни вместе с детьми, мы учимся вместе с ними. Для этого
есть только один верный путь — диалог отцов и детей, взаимное и искреннее
уважение родителей и детей, их желание слышать и понимать друг друга.
Действительно
ли проблема отцов и детей неразрешима? Всегда ли разница лет и традиционные
семейные роли ведут к непониманию, обессмысливают общение, исключают дружбу?
Как сделать так, чтобы вечный спор поколений превратился в диалог, в совместный
поиск истины? Невзирая, а может, отвечая на вызовы времени, нам необходимо
выбрать путь, который бы не разъединял поколения, а сближал их. Возможно, одним
из шагов на этом непростом пути можно считать появление курса «Основы
религиозной культуры и светской этики».
Идея этого нового курса с родительской точки зрения проста
— если старшее и младшее поколения принадлежат разному времени, находятся на
разных ступенях развития культуры и техники, сформировались в разных
социальных, бытовых, информационных и даже экономических условиях, то
объединить их может то, что не зависит от этих ступеней, условий и прочих
временных факторов, но имело большое значение для всех поколений, живших до нас, имеет значение и в наше время. Объединить нас,
создать основу для содержательного диалога отцов и детей способна культурная
традиция.
Поэтому
каждый из модулей курса расскажет школьникам о системе вечных ценностей,
богатейшем и разнообразном опыте нравственной жизни, примерах человеческого
подвига во имя высших идеалов. Родители могут выбрать тот модуль, который
согласуется с семейными традициями, их мировоззрением, нравственными
установками.
Одна из
важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики» — это
доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы
семейной жизни. Семья основана на любви, взаимной поддержке, взаимопонимании.
Счастье детей зависит от обстановки в семье, от степени взаимопонимания и
доверия, от способности взрослых пережить все проблемы ребёнка, найти и сказать
ему вовремя нужное слово.
Большинство
родителей в той или иной мере ощущают недостаток живого общения с детьми.
Дефицит подлинного общения — одна из болезней нашего времени. Стремительность
времени и прямо пропорциональный ей объём ежедневно решаемых проблем оставляют
слишком мало возможностей для того, чтобы поговорить друг с другом, услышать и
понять друг друга. Семья психологически и физически защищает ребёнка, создаёт
необходимые материальные, социально-экономические, культурные условия для его
развития, вкладывает деньги в образование. Но подчас все эти функции выполняются
за счёт одной, но самой важной — настоящего семейного общения, создания особой
атмосферы семейного уюта (в нематериальном значении этого слова). К сожалению,
на разговоры о главном — о смысле жизни, о выборе ценностей, о добре и зле
остаётся слишком мало времени. Но именно эти темы актуальны для младшего
подростка, в котором начинает пробуждаться чувство взрослости.
В этом
возрасте особенно важно воодушевлять ребёнка, принимать активное, деятельное
участие в его жизни, не подменяя при этом искренний, доверительный разговор
родительским морализаторством, «пулемётной очередью» претензий, прямым
навязыванием собственных планов и принципов.
Слишком
часто наши дети слышат от нас и от других о плохих людях, растущих ценах, не
лучших жилищных условиях, об ухудшении экологической обстановки, о
«таких-сяких» политиках. Но помогаем ли мы своим детям верить в то, что жизнь,
несмотря на все проблемы и трудности, — великий и бесценный дар? Ведь если мы
сами порой не считаем, что жизнь прекрасна и удивительна, насыщена смыслами, и
не доказываем это на своём примере, как мы сможем объяснить это детям?
Содержание
курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеет воспитательный,
нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач
возможно только в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный
курс рассчитан именно на такое педагогическое партнёрство учителей и родителей.
Мы не
имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия,
нравственного самоопределения — это его родители.