Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Внедрение
курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных
школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность
осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих
возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы,
семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях
духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления
общества. Однако, по отношению к новому курсу и его
апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Рассмотрим их.
1.В
школу придут священнослужители.
Если бы это
произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В
статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные
объединения отделены от государства и равны перед законом.
В
государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей
могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и
профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием
школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей
исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами
профессионально-педагогической деятельности.
В своём
вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А.
Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские
педагоги.
2.Учебный
курс будет иметь вероучительный, миссионерский
характер.
Миссионерство
и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но
грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
Каким будет
преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить.
Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать
те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, —
это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других
предметов. Сложно представить, что педагоги за время, отведённое на изучение
нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию.
Тем не менее, если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут
обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет
с требованием о замене учителя.
Перед авторами
учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла
задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой
религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших
категориях религиозной культуры.
Религиозные
сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Ваши
дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях кружков, во время
экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример:
русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли
мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного
нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему
«спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который
мы даже не замечаем.
Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного
курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур
и мировоззрений. А выбор веры — это
частное дело гражданина, он может происходить только за пределами
государственных и муниципальных школ.
3.Учеников
одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними.
Тот факт, что
учащиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из
модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что
разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям
неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан
на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми
и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции,
мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся
на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть
основания.
Курс
имеет не вероучительный, а культурологический
характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.
Содержание
всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию
личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и
мировоззренческим ценностям.
Содержание
всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1)
Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет
осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс
организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического
изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других
модулей.
Предусматривается,
что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать
вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и
коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.
Изучение курса
завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню
народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через
диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в
рамках нового курса.
Нельзя
забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и
деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его
родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к
представителям иного мировоззрения.
4.Апробация
учебного курса — очередной эксперимент ради эксперимента, он закончится так же
внезапно, как и начался.
Мысль об исключительной важности нравственной консолидации
общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена
в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007,
2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании»,
которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности
в национальную и мировую культуру;
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему
общество. В 2009 г. был принят
новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса
«Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути
последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.