МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2 гАТАРСКА

 

Принята на заседании                                                                      Утверждаю

педагогического совет                                                                     директор школы

протокол №  1 от 30.08.2013                                                      __________С.А.Федорова

                                                                                                                  приказ №87 от 30.08.2013

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

дополнительного образования детей дошкольного возраста

социально-педагогической

направленности

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Боль И.А., Антонова Н.Ф.,

 учителя начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гатарск

2013 г.

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности» для подготовки детей 5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М. : Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

         Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

         Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

         Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

         Программа «Дошколята» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

         Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая характеристика программы

 

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

 

Место занятий в учебном плане

 

         Программа «Дополнительного образования детей дошкольного возраста социально-педагогической направленности» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: «Обучение грамоте и развитие речи», «Математика и конструирование», «Декоративное рисование и лепка». Подготовка детей к школе начинается с 1 октября и длится до 15 мая, 30 учебных недель.

 

 

 

 

 

 

Занятия проводятся с группой детей. Продолжительность занятий 1, 2 – 25 минут, 3 – 20 минут, включая две игровые физминутки. Между занятиями

10-ти минутные перемены. Общее количество занятий – 90.

 

Примерное количество занятий в неделю.

 

Название курса

Количество занятий в неделю

Количество занятий в год

"От слова к букве"

1

30

«Математические ступеньки»

1

30

"Зелёная тропинка"

1(1 раз в три недели)

10

"Волшебная красота окружающего мира"

1(1 раз в три недели)

10

"Физическая культура"

1(1 раз в три недели)

10

Всего

3

90

 

Ценностные ориентиры

 

         На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

         Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

- физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

- знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

         - владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

Результаты освоения программы

 

     В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному обучению.

 

Метапредметные результаты.

 

Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу; сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника; задавать вопросы.

 

Предметные результаты.

 

Ребенок научится:

 

- распознавать первый звук в словах;

- внимательно слушать литературные произведения;

- называть персонажей, основные события;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы;

- пересказывать произведение близко к тексту, по ролям, по частям;

- составлять элементарный рассказ по серии картинок;

- обсуждать нравственные стороны поступков людей;

- участвовать в коллективных разговорах;

- использовать принятые нормы вежливого речевого общения;

- различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по размеру;

- считать от 0 до 9 и в обратном направлении;

- определять количество предметов в пределах 10, соотносить количество с цифрами;

- ориентироваться в пространстве;

- ориентироваться в тетради в клетку;

- выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге;

- правильно использовать кисть при рисовании;

- выполнять элементарный орнамент в полосе;

- использовать элементарные приемы лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).

 

Ребенок получит возможность научиться:

 

- устанавливать речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным тоном);

- различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами;

различать малые фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);

- устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении;

- присчитывать и отсчитывать по одному, по два;

- использовать основные правила построения линейного орнамента;

различать изделия хохломского промысла, гжельского, дымковского, филимоновского, каргопольского, полхов-майданского.

 

 

 

 

Курс  «От слова к букве»

( автор - Н. А. Федосова)

Пояснительная  записка

      Курс «От слова к букве» (автор -  Н.А.Федосова)  помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь.
      Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.
      Содержание ориентировано на решение следующих задач:
      — создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
      — практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
      — формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.
      Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.
      Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:
      — расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;
      — формирование грамматического строя речи ребенка;
      — совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

      — создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).
      Развитие речи осуществляется в значительной степени на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей,

 

 

расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.
      Возрастные особенности детей 5—6 лет обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.
      При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.
      В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
      Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.
      В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.
      Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.
      Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.
      Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).
      В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:
      — развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);
      — чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;
      — беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);
      — разучивание наизусть и выразительное чтение.
      При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
      Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.
      При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек.
      Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
      Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
      При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
      Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
      Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.
      Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.
      Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.
      Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.
      Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности.
Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.
      Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.

Содержание программы

      Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.
      Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.
      Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
      Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.
      Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.
      Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.
      Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.
      Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.
      Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.
      

Планируемые результаты:
      — ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
      — знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
      — знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;
      — осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;
      — артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

      — оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;
      — обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;
      — использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;
      — следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре:
           смотреть на собеседника,
           не перебивать говорящего,
           использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;
      — сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;
      — соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;
      — правильно произносить все звуки;
      — отчетливо и ясно произносить слова;

      — выделять из слов звуки;
      — находить слова с определенным звуком;
      — определять место звука в слове;
      — соблюдать орфоэпические нормы произношения;
      — составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
      — составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;
      — пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;
      — соблюдать элементарные гигиенические правила;
      — ориентироваться на странице тетради.

 

 

 


Тематическое планирование

к курсу «От слова к букве»

 

п/п

Тема занятия

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Формируемые УУД

Дата проведения

 

                                                  Обучение грамоте и развитие речи (30 часов)

 

1

Произношение звуков. Чистоговорки.

Звук. Произношение звуков. Гласные и согласные звуки. Отличительные особенности звуков. Выделение слова, как значимой единицы речи, знакомство с номинативной функцией слова. Деление слов на слоги.  Использование слов в прямом и переносном значении, многозначные слова. Чистоговорки. Подбор слов, начинающихся и оканчивающихся на заданный звук. Определение места звука в слове. Предложение. Составление распространенных и нераспространенных предложений. Умение отличать устную речь от письменной.

Правильно, отчетливо и ясно произносят слова; выделяют звуки на слух; делят слова на слоги, составляют простые предложения.

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

 

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

 

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Выделение звуков на слух.

 

3

Слово. Место звука в слове

 

4

Гласные и согласные звуки речи, их отличие

 

 

5

Слог. Слогоотделение.

6

Предложение. Схемы предложений.

 

 

 

7

Устная и письменная речь.

8

Укрепление и развитие артикуляции. Скороговорки

Правильное произношение всех звуков русского языка. Согласные звуки. Работа над артикуляцией, скороговорками. Выделение наиболее часто повторяющихся звуков в скороговорках

Выделяют в скороговорках наиболее часто повторяющиеся звуки, правильно произносят звуки; быстро произносят скороговорки

 

 

9

Использование интонационных средств в речи. Детские потешки, стихи

Детские потешки. Особенности их построения, названия. Выразительное чтение потешек, стихотворений. Передача настроения в интонации при чтении

Используют в речи средства языковой выразительности при чтении стихотворений, потешек

 

 

10

Разучивание и составление загадок

Особенности построения загадок. Составление загадок. Описывание знакомых предметов, их признаков. Использование слов в переносном и иносказательном значении

Описывают знакомый предмет, выделяют его признаки; составляют простые загадки по описанию предмета

 

 

11

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации

Сказка. Пересказ сказок с опорой на иллюстрации, выразительное воспроизведение диалогов действующих лиц. Восстановление событий сказки по заданному началу. Определение сказочного героя по описанию его внешних признаков

Пересказывают сказки с опорой на иллюстрацию; продолжают сказку по заданному началу; узнают сказочного героя  по описанию его внешних признаков

 

12

Герои сказок. Любимый образ сказочного героя.

13

Театр. Разыгрывание сказок по ролям

Диалог. Мимика, жесты. Особенности театра. Разыгрывание сказок по ролям с использованием всех средств языковой выразительности

Передают характер, манеры поведения героев мимикой, жестами, интонационно

 

 

14

Роль мимики и жестов

 

 

15

Составление рассказов по опорным картинкам. Моя семья.

Сочинение сюжетных рассказов по картине, из опыта, по игрушкам. Построение рассказа в соответствии со структурой сюжетного повествования: экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени, места действия), завязка (причина события), развитие событий и кульминация, развязка (окончание)

Определяют и воспроизводят логику описательного рассказа; сочиняют сюжетные рассказы по картинкам в соответствии со структурой содержания

 

 

16

Составление рассказов по опорным картинкам. Мой край.

 

17

Составление рассказов по игрушками и  опорным картинкам..

 

18

Пересказ краткого содержания рассказа по сюжетным картинкам

19

 

 

 

 

20

Составление рассказов об эпизодах из жизни на заданную тему

 

 

Составление рассказов с использованием разнообразных средств выразительности. Работа над словарем

Используют способы установления речевых контактов со взрослыми и детьми (обращаются по имени, по имени и отчеству, вежливо выражают просьбу, извиняются, говорят спокойным тоном)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разговор по телефону

 

21

Вежливые слова «Здравствуйте!», «Доброе утро», «Спасибо» и др.

 

 

 

22

Диагностические исследования по показателям: «Здоровье и двигательная активность (методика 1)»

Методика направлена на выявление уровня развития мелкой мото­рики, связанной с графическими действиями

 

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

23

Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 1-2)»

Методика 1 направлена на определение уровня развития коммуника­тивных способностей (понимание ребенком задач, предъявляемых взрослым в различных ситуациях взаимодействия).

Методика 2 направлена на выявление уровня развития комму­никативных способностей (понимание ребенком состояния сверст­ника)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

24

Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 3)»

Методика направлена на выявление уровня развития коммуника­тивных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения ко взрослому)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

25

Диагностические исследования по показателям: «Коммуникативные способности (методика 4)»

Методика направлена на выявление уровня развития коммуника­тивных способностей (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

26

Диагностические исследования по показателям: «Способность к построению речевого высказывания (методика 1)»

Методика направлена на диагностику способности ребенка к пост­роению высказывания

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

27

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 3)»

Методика направлена на выявление уровня развития умения ориентироваться в звуковой стороне речи (выделение звуков в словах)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

28

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 4)»

Методика направлена на выявление уровня развития умения ори­ентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длин­ных слов)

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

29

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 6)»

Методика направлена на выявление уровня развития представле­ний о различных профессиях

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

30

«Вот и стали мы на год взрослей!»

Умение обобщать, оценивать свои действия, действия товарищей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


  Курс «Математические ступеньки»

(Автор -  С. И. Волкова.)

Пояснительная  записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
      Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
      Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
      В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
      В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
      Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
      Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со
счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
      Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Содержание программы

      Признаки (свойства) предметов. (цвет, размер, форма). Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
     Цифры и числа от 1 до 9. Число 0. Число 10.  Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
      Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
      Содержательно-логические задания на развитие:
      — внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;
      — воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
      — памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

      — мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
     

 

 

 Планируемые результаты:
      — знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
      — знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

      — проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

 

 

 


 

 

 

Тематическое планирование к курсу «Математические ступеньки» (30 часов)

 

1

Сравнение предметов (сюжетных картинок)

Сравнение предметов (групп) по цвету, размеру, форме. Нахождение общих и различных признаков в группе предметов. Последовательность выполнения действий на примере сказок, сюжетных картинок

Применять доступные способы познания: сравнение, измерение, классификацию – с целью освоения зависимостей между предметами, числами; строят простые высказывания о сущности выполненного действия и т. д.; определяют и отражать в речи основания группировки, классификации, связи и зависимости полученных групп

Определяют свое местоположение среди объектов окружения, смену направления движения, изменение отношений между предметами. Учатся различать временные понятия, ориентироваться во времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

 

Познавательные: знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

 

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Сравнение предметов (тонкий - толстый, длинный - короткий, круглый - квадратный и т.п.).

 

3

Сравнение групп предметов (столько же, больше, меньше).

 

4

Сравнение групп предметов, взаимное расположение предметов в пространстве(«налево», «направо», «вверху», «внизу»).

5

Сравнение групп предметов. Простейшие временные и пространственные представления («раньше», «позже», «до», «после», «за», «перед», «между», «рядом»).

 

6

Классификация предметов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классификация предметов по цвету, размеру, форме. Добавление своих предметов в данную группу по определенным признакам. Определение классификации

Расположение предметов на плоскости и в пространстве – понятия: «вверху», «внизу», «справа», «слева», «выше», «ниже», «под», «над», «между» и т. п.

 

 

7

Временные понятия: части суток - день, вечер, ночь их последовательность.

Ориентировка во времени,  представление детей о последовательности дней недели, месяцев года,  элементарное представление о необратимости времени, развитие чувства времени: различение длительности временных интервалов (1, 5, 10 минут, 1 час).

 

 

 

8

Временные понятия: сегодня, завтра, вчера.

9

Последовательность дней недели.

 

10

«Сколько здесь фигур?» (развитие зрительного восприятия).

Числа от 1 до 9. Количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке. Порядковый счет предметов. Состав чисел до 9 единиц. Приемы присчитывания и отсчитывания по одному, по два

Выполняют количественный и порядковый счет предметов; различают цифры от 1 до 9; связи и зависимости между числами, отношения чисел (меньше, больше на 1, 2). Находят числа «до» и «после» названного. Различают цифры от 1 до 9; состав чисел из единиц. Считают, измеряют, сравнивают числа, уравнивают множества по числу

 

11

Названия чисел по порядку от 1 до 9.

 

12

 Сравнение чисел и математические знаки «>», «<», «=»

 

 

 

13

Распознавание цифр

14

Знаки «+», « - », «=».

 

15

«Запомни ряд» (развитие зрительной и слуховой памяти на цифры).

 

16

Названия чисел по порядку от 1 до 9. Сравнение чисел. Распознавание цифр

 

 

17

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг

Геометрические фигуры, названия, сравнение. Классификация геометрических фигур. Конструирование заданных фигур с использованием геометрических фигур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельно сравнивают геометрические фигуры, предметы по размеру, форме; выделяют и сосчитывают вершины, стороны. Конструируют фигуры из геометрических форм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

18

«Спрятанная форма»(найти в окружающей обстановке предметы. похожие на треугольник, на круг, на квадрат, на овал).

19

Конструирование фигуры из геометрических форм.

 

20

 

«Линии вокруг тебя» (понятия о линиях - прямых, ломаных, замкнутых, волнистых).

«Нарисуй кораблик, домик» (соединение прямыми линиями числа от 1 до 10

 

21

Логические задания на развитие внимания, воображения

Последовательность выполнения игровых практических действий с ориентировкой на символ. Обнаружение логических связей между последовательными этапами какого-либо действия

Зрительно воспринимают и понимают последовательность действий, этапность и результат; осуществляют действия в соответствии с воспринятой последовательностью, объясняют последовательность и этапность выполнения

 

 

22

Логические задания на развитие памяти и мышления

Решение задач на комбинаторику и преобразование

Обнаруживают логические связи и отражают их в речи

 

 

23

Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 1)»

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных способностей (представлений об эталонах формы и их использовании)

 

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

24

Диагностические исследования по показателям: «Сенсорные способности (методика 2)»

Методика направлена на выявление уровня развития сенсорных спо­собностей (представлений об эталонах величины и их использовании)

 

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

25

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 1)»

Методика направлена на выявление способности соотнесения за­данной схемы с конкретной постройкой

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

26

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 2)»

Методика направлена на выявление способности ребенка исполь­зовать схему (на которой представлены части будущей постройки) при подборе строительных деталей для заданной постройки

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

27

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 3)»

Методика направлена на выявление способности ребенка исполь­зовать схемы для ориентировки в пространстве

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

28

Диагностические исследования по показателям: «Интеллектуальные способности (методика 4)»

Методика направлена на выявление способности использовать модели для установления классификационных отношений

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

29

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 1)»

Методика направлена на выявление знания чисел числового ряда в пределах 10

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

30

Диагностические исследования по показателям: «Осведомленность в основных областях знаний (методика 2)»

 

Методика направлена на выявление уровня освоения детьми предлогов, выражающих пространственные отношения

Выполняют диагностические задания в соответствии с инструкцией учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Курс "Зелёная тропинка"

(Автор - А. А. Плешаков)

Пояснительная записка

 

      Курс  «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению.

Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно - научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.

Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно - научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
      В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

 

Содержание

Окружающий мир и наша безопасность

Красота и разнообразие окружающего мира. Радость познания мира, общения с людьми. Всегда ли окружающий мир безопасен для нас? Рассуждения о потенциально опасных для человека объектах и ситуациях

 

 

           Звезды, Солнце и Луна. Наблюдение звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе. Игра «Путешествие на Луну».
      Приключения Солнечного Зайчика. Наблюдение световых лучей, игры с Солнечным Зайчиком, совместное сочинение сказки о Солнечном Зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.

      Чудесный мир растений и грибов.

 Растения нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование, изготовление аппликаций. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.     
 Наши друзья животные. Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности.
      Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.
      Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб.
      Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске.
      Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.
      Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе. Круглый год. Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года.
      Планируемые результаты:
      — распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; перечислять в правильной последовательности времена года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование к курсу «Зелёная тропинка»

 

п/п

Тема программного материала.

Количество часов.

1.          

Окружающиё мир и наша безопасность. Правила безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Экскурсия по школе.

1

2.          

Звёзды, Солнце и Луна.

Солнце и его роль для жизни на Земле.

Игра «Путешествие на луну».

1

3.          

Чудесный мир растений и грибов.     Растения нашей местности. Грибы – не растения. Правила безопасности при сборе ягод, лекарственных растений, грибов.

2

4.          

Наши друзья животные.                         Животные нашей местности.

1

5.          

Насекомые.

1

6.          

Разнообразие птиц

1

7.          

Разнообразие зверей.

1

8.          

Лягушки, улитки, черви – тоже животные

1

9.          

Правила безопасности при встречах и общении с животными.

1

Итого:

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Курс "Волшебная красота окружающего мира"

(Авторы . Я. Шпикалова, Т. С. Комарова,

Л. В. Орлова, Л. В. Ершова, М. Б. Зацепина)

 

Пояснительная записка

 

      Программное содержание  курса  и призвано решать главную общую цель — развитие личности ребенка 5—6 лет.
      При разработке содержания, задач, форм и методов в данном разделе программы учитывается близость детского мировосприятия к мировосприятию в народном творчестве. В данной программе продолжается работа, начатая с детьми 3—4 лет, по самоактуализации детской души в процессе погружения в мир культуры и искусства своего народа, по становлению личности ребенка на основе национальной культуры, на традициях духовного формирования личности.
      Для реализации ведущей цели программного содержания раздела «Искусство и культура» необходимо опираться на следующие исходные положения:
      — нравственная основа народной культуры и искусства;
      — детскость в народном искусстве (то его свойство, которое придает ему неповторимую окраску непосредственности и жизнерадостности, огромное душевное богатство, душевную щедрость);
      — общность художественно-образного содержания всех областей народного искусства как совокупности устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых, драматических, прикладных, изобразительных форм народного творчества;
      — гуманитарная ориентированность при ознакомлении с явлениями культуры, искусства. В процессе ознакомления с памятниками культуры (произведениями народных мастеров, произведениями живописи, графики, скульптуры, музыки и литературы) мы как бы участвуем в диалоге прошлого и настоящего;
      — цель развития личности ребенка в контексте концепции гуманитаризации образования.
      Программное содержание курса «Искусство и культура» отражено в следующих видах художественно-творческой деятельности детей 5—6 лет:
      — «Мы танцуем, поем, играем и слушаем музыку своего народа»;
      — «Мы рисуем и лепим, создаем художественные вещи, как народные мастера родной земли»;
      — «В мире родной природы»;


      — «Детские праздники и народный календарь»;
      — «В мире народной сказки. Театрализованные действа»;
      — «Русские народные игры».
      Игра и сказка рассматриваются как ведущие методические приемы в организации творческой деятельности детей.

      Планируемые результаты:
      — иметь первоначальное представление о красоте родной природы, народных песен и орнаментов, народных игр;
      — иметь первоначальное представление о народных календарных праздниках и участвовать в них;
      — уметь исполнять элементарные народные мелодии на народных инструментах;
      — принимать участие в хороводах, импровизируя движения согласно русским народным песням, закличкам;
      — уметь рисовать кистью элементы народных узоров на бумаге и наносить узоры на вылепленные изделия;

      — проявлять эмоционально-эстетическое отношение к произведениям народного творчества, к окружающей природе.
      Программные темы изучаются в определенной последовательности и проходят три этапа разучивания музыкальных произведений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематическое планирование к курсу «Волшебная красота окружающего мира»

1

Орнамент. Орнамент в полосе.

Орнамент как вид украшения, как вид искусства. Орнамент в полосе, круге. Способы рисования орнамента в полосе. Элементы орнаментов.

Различают орнаменты и способы их построения. Рисуют простой орнамент в полосе с элементами по готовому образцу.

Личностные: формирование положительного отношения к школьному обучению; адекватной самооценки.

 

 

 

Познавательные: знаково – символическое моделирование; анализ объектов с целью выделения признаков; синтез как составление целого из частей; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; установление аналогии; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

 

 

 

Регулятивные: сохранение заданной цели; осуществление действия по образцу и заданному правилу; умение видеть ошибку и исправлять ее по указанию взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; адекватное понимание оценки взрослого и сверстника.

 

 

 

Коммуникативные: эмоционально – позитивное отношение к процессу сотрудничества со взрослыми и сверстниками; умение слушать собеседника, задавать вопросы

 

 

 

 

 

 

2

Орнамент в круге.

Способы рисования орнамента в  круге. Элементы орнаментов.

Различают орнаменты и способы их построения. Рисуют простой орнамент в круге с элементами по готовому образцу.

3

Золотая хохлома. Элементы хохломской росписи.

Хохломской промысел. Хохломская посуда. Элементы хохломской росписи. Основные цвета. Простейший узор под хохлому.

Называют основные элементы и цвета росписи. Выполняют простейший узор под хохлому.

4

Гжель. Элементы гжельской росписи.

Гжельский промысел. Гжельская посуда. Элементы гжельской росписи. Основные цвета. Простейший узор под гжель.

Отличают гжельскую посуду; выполняют простейший узор под гжель. Называют основные элементы и цвета росписи.

5

Русская матрёшка. Элементы росписи матрешек.

Матрешка как игрушка и сувенир и как вид искусства.  Семеновская, полхов-майданская, загорская матрешки. Сходства и различия.

Различают матрешек различных промыслов по форме, по элементам и деталям. Выполняют роспись одежды матрешек.

6

Основные приёмы лепки. Лепка фигуры животных.

Знакомство с основными приемами лепки: прищипывание, вытягивание, скатывание и т. д. Способы соединения деталей.

Выполняют основные приемы лепки и соединения деталей. Подготавливают пластилин к работе.

7

Лепка. Растительный орнамент.

Создание простейшего растительного орнамента из пластилина. Способы примазывания и расплющивания.

Используют приемы расплющивания и примазывания для создания простейшего растительного орнамента. Выполняют детали одинакового размера.

8

Лепка жгутиками. Посуда и предметы обихода.

Способы лепки из жгутиков, закрепление способов примазывания и расплющивания.

 

9

Лепка. Фигура человека. Дымковская игрушка «Барыня»

Дымковский промысел. Дымковская игрушка, особенности формы.

Используют основные цвета и элементы дымковской росписи при изготовлении фигуры барыни.

10

Чему мы научились за год. «Ах, это лето!»

Умение обобщать, оценивать свои действия, действия товарищей.

 

 


Курс "Физическая культура"

(Автор - М. В. Малыхина)

Пояснительная записка

      Целью образования в области физической культуры в дошкольных учреждениях является поэтапное достижение свойственного каждому возрастному периоду физического совершенствования детей, их оздоровление.
      В возрасте 5—6 лет у детей имеется определенная готовность к осознанности поставленных перед ними задач, умение оценивать ситуацию, управлять своими движениями, поэтому появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у дошкольников достаточно прочные знания и умения в их двигательной деятельности.
      В соответствии с целью физкультурного образования дошкольников формулируются соответствующие задачи:
      — формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;
      — совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями;
      — расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
      — совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки;
      — расширение функциональных возможностей систем организма и повышение адаптивных его свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей;

      — формирование практических умений и навыков по использованию подвижных игр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.
      Известно, что игровая деятельность призвана внести неоценимый вклад в определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с учетом индивидуальных показателей их здоровья и физического развития, элиминировать трудности, которые могут возникнуть при адаптации и обучении ребенка в начальной школе. Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных задач в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции; научить владеть своим телом; развивать не только физические, но и умственные, и творческие способности; формировать положительные черты характера и т. д. Активная игровая деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения, совершенствует процессы развития внимания, памяти, мышления, ориентирования в пространстве и т. д.
      Особенностями программы по физической культуре в дошкольном учреждении являются:
      — направленность на реализацию принципа вариативности, требующего от преподавателя осуществлять подбор и планирование учебного материала в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями дошкольников, материально-технической оснащенностью учебного процесса (спортивный зал, спортивные площадки, стадион, бассейн), климатическими условиями;
      — направленность на реализацию дидактических принципов от известного к неизвестному и от простого к сложному, требующих распределения учебного материала в логике поэтапного овладения учащимися познавательной и предметной деятельностью, перевода осваиваемых знаний в практические навыки и умения;
      — направленность на усиление оздоровительного эффекта физического воспитания, требующее активного использования осваиваемых знаний, способов и двигательных действий в содержании физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня, в физкультурных праздниках.

Содержание

Основы знаний о физической культуре

      Правила проведения утренней зарядки. Правила поведения на занятиях физической культурой в зале, на спортивной площадке, в парке, в зимнее время года.

Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.
Подвижные игры и игровые упражнения

      На материале гимнастики с основами акробатики: «Кто скорее до флажка», «Медведь и пчелы», «Пастух и стадо», «Лиса в курятнике», «Птички на дереве», «Изобрази фигуру».
      Организующие команды и приемы: построение в колонну парами — «Найди свою пару», равнение в колонне в затылок — «Сороконожка», в шеренге по линии — «Оловянные солдатики».
      Ползание, лазанье. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз — «Пожарные на учении»; ползание на четвереньках (5—10 м) — «Веселые медвежата»; ползание по гимнастической скамейке на животе подтягиваясь руками — «Гусеница»; проползание под шнур, планку, скамейку — «Смелый мышонок».
      Равновесие. Стойка на носках — «Балерина», на одной ноге — «Аист»; ходьба по линии, по скакалке — «Канатоходец», передвижения с поворотами на 360° — «Вертолетик»; ходьба по гимнастической скамейке с разным положением рук, с приседанием, с поворотом — «По мостику на лужок».
      Танцевальные упражнения: приставные шаги с приседанием, шаг прямого галопа; шаги и хлопки в соответствии с темпом музыки.

Общеразвивающие физические упражнения

      Исходные положения: основная стойка — «Военный», стойка «ноги врозь» — «Буква А».
      Положения рук, ног, туловища и движения ими: «Вырастим большими», «Гармошка», «Бабочка», «Петрушка», «Змейка», «Пружинка», «Дикобраз», «Звонок», «Чистка одежды», «Маятник», «Бокс», «Эспандер», «Деревце на ветру», «Ножницы», «Мотор», «Вертолет», «Кружочки», «Мельница», «Ловля комаров», «Поднимание штанги», «Велосипед», «Конница», «Футболист», «Карлики и великаны», «Воробьи».
      Оздоровительные упражнения
      Формирование осанки: ходьба на носках с поднятыми вверх руками — «Достань до неба»; с согнутыми в локтях руками за головой — «Замок»; «Ходим как аист», «Ходим как собачка», «Ходим на коленях», «Не урони мешочек», «Червячок», «Летящая птица», «Любопытный», «Рыбка», «Перекатывание бревен».
      Дыхательные упражнения: дыхательные и звуковые упражнения для развития артикуляции: «Трактор», «Стрельба», «Фейерверк», «Гудок паровоза», «Упрямый ослик», «Плакса»; комплекс упражнений для формирования правильного дыхания: «Лесоруб», «Змея», «Комар», «Шмель», «Стеклодув», «Насос», «Воздушный шарик».
      Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения: «Пчела», «Звезда», «Уголки».
      На материале легкой атлетики: «Ловишки», «Парный бег», «Догони товарища», «Мы — веселые ребята», «Бездомный заяц», «Космонавты», «Перебежки», «Удочка», «С кочки на кочку», «Сбей мяч», «Кегли», эстафеты.
      Ходьба: обычным, мелким и широким шагом — «Вагончики», «Гномики и великаны»; приставными шагами; с остановками, со сменой направления движения — «Поезд».
      Бег: на носках, с подскоком — «Лошадки», держась за руки — «Не отставай!», в медленном темпе 1—2 мин — «Скороход».
      Прыжки: на двух ногах на месте — «Зайки-прыгуны»; ноги вместе — ноги врозь, с продвижением вперед и назад — «Лягушата»; перепрыгивание через предметы (высота 15—20 см) — «Не задень!»; спрыгивание с высоты до 30 см — «Парашютисты», «Пушинки»; прыжки в длину — «Кенгуру» и в высоту с места — «Сорви вишенку»; перепрыгивание через неподвижную скакалку — «Кто выше прыгнет».
      Броски: броски мяча вверх с ловлей двумя руками — «Брось — поймай»; перебрасывание мяча из одной руки в другую — «Жонглеры».
      Метание: метание малого мяча на дальность из-за головы, стоя на месте — «Кто дальше бросит?»; в вертикальную и горизонтальную цель (с 3—4 м) — «Точно в цель».
      На материале спортивных игр:
      Футбол: ведение мяча по прямой и с обведением предметов — «Не задень предмет», «Мотоциклисты»; передача мяча — «Мяч капитану»; удар по воротам — «Ударь — не промахнись!».
      Баскетбол: ловля и передача мяча на месте от груди — «За мячом», «Не урони мяч»; ведение мяча правой и левой рукой на месте — «Мой веселый, звонкий мяч»; бросок в корзину двумя руками от груди — «Попади в корзину».
      Санки: спуск на санках с горы по двое — «Кто дальше», «Кто быстрее»; игры-эстафеты с санками — «Снайперы на санках».
      Планируемые результаты
      В
результате освоения программного материала по физической культуре дошкольники (5 лет) подготовительной группы должны:
      иметь представление:
      — о правилах проведения утренней зарядки;
      — о соблюдении правил безопасности на занятиях физической культурой в зале, на спортивной площадке, в парке, в зимнее время года;
      уметь:
      — выполнять комплекс утренней зарядки;
      — играть в подвижные игры, соблюдая правила;
      — выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
      — выполнять упражнения с мячом: подбрасывать и ловить, вести на месте одной рукой.


Тематическое планирование к курсу «Физическая культура»

 

Темы программного материала.

Количество часов.

I.Основы знаний о физической культуре. Правила поведения на занятиях физической культуры.

В соответствующих разделах программы.

1.    Правила проведения утренней зарядки.

 

1

2.    Правила поведения на занятиях в спортивном зале, на спортивной площадке.

1

II.Способы физкультурной деятельности.

 

 

1.Общеразвивающие упражнения.

 

1

2. Построение в колонну парами.

 

1

3.Оздоровительные упражнения. Формирование осанки.

1

3. Оздоровительные упражнения. Комплекс упражнений для формирования правильного дыхания.

1

4. Оздоровительные упражнения. Упражнения для профилактики и коррекции нарушения зрения.

1

5. Подвижные игры.

3

Итого:

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Критерии и нормы оценки результатов освоения программы

Текущая проверка предметных знаний осуществляется без их оценки в баллах.  Работу ребенка учитель оценивает словесно и только положительно.

Для выявления уровня психического развития ребенка учителем заполняется анкета. Перед ее заполнением следует провести наблюдение за поведением и деятельностью дошкольника, особенностями выполнения им заданий на занятиях. Вопросы анкеты являются ориентирами для организации направленного наблюдения за детьми, а также для проведения дальнейшей образовательной работы.

Формирование предпосылок УУД и предметных умений определяется с помощью диагностических методик.

 

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс);

К – полный комплект (на каждого ученика класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников);

П – комплект для работы в группах ( один на 5-6 учащихся).

 

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

 

 

Печатные пособия

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв.

Наборы сюжетных (предметных) картинок Словари по русскому языку: толковый словарь.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы (в том числе и в цифровой форме).

Д

 

Д

Ф

 

Д

 

 

 

 

Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.

Телевизор (по возможности).

Видеомагнитофон / видеоплейер (по возможности).

Аудиоцентр / магнитофон.

Диапроектор.

Мультимедийный проектор (по возможности).

Экспозиционный экран (по возможности).

Компьютер (по возможности).

Сканер (по возможности).

Принтер лазерный (по возможности).

Принтер струйный цветной (по возможности).

Фотокамера цифровая (по возможности).

Видеокамера цифровая со штативом (по возможности).

 

Д

 

Д

 

Д

Д

 

Д

Д

Д

 

Д

Д

Д

Д

Д

 

Д

Д

 

 

 

 

 

С диагональю не менее 72 см

 

 

 

 

 

Размер не менее 150*150 см

 

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.

Видеофильмы, соответствующие тематике программы (по возможности).

Слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы (по возможности).

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы соответствующие тематике программы.

 

Д

 

Д

 

Д

 

Д

При наличии технических средств

 

Игры и игрушки

Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов (по темам: дом, зоопарк, ферма, транспорт, магазин и др).

Настольные развивающие игры (типа «Эрудит») и др.

П

 

 

Ф

 

 

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбою.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

К

 

Д

Д

 

Д

 

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

 

 

 

Литература

Преемственность: программа по подготовке к школе детей 5-7 лет / [Н. А. Федосова, Е. В. Коваленко, И. А. Дедюшкина и др. ; науч. рук. Н. А. Федосова.] – М. : Просвещение, 2012.

Подготовительные занятия к школе : рабочая программа, мониторинг учебных навыков, конспекты занятий / авт.-сост. Е. В. Минкина, Е. А. Семятина. – Волгоград : Учитель, 2011.

Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Н. Е. Вераксы. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010